Опера Джакомо Пуччини «Турандот» — это произведение, которое не перестаёт удивлять и вдохновлять режиссёров на новые интерпретации. В 2024 году на сцене Цюрихской оперы была представлена новая постановка под руководством режиссёра Себастьяна Баумгартена, которая вызвала бурю эмоций у зрителей и критиков. Эта версия «Турандот» перенесла зрителей из сказочного Китая в футуристический мир, напоминающий гигантский улей, где главная героиня — королева пчёл. Как же восприняли эту необычную интерпретацию зрители и критики?
Постановка: от сказки к футуризму
Оригинальная опера Пуччини была задумана как сказка, действие которой происходит в древнем Китае. Однако Баумгартен решил отойти от традиционной интерпретации и перенёс действие в футуристический мир, напоминающий гигантский улей. Турндот здесь предстает не как холодная принцесса, а как королева пчёл, управляющая своими подданными. Костюмы и декорации также были выполнены в этом стиле: Калаф носил костюм супергероя, а император Альтоум прибыл на сцену на устройстве, напоминающем космический корабль.
«Эта постановка ломает привычные стереотипы о „Турандот“, предлагая зрителю совершенно новый взгляд на классическое произведение», — пишет один из критиков.
Интересной деталью стала сцена, где Турндот физически взаимодействует со своими подданными, что полностью противоречит её образу неприступной и холодной принцессы. В оригинале она изображается как недосягаемая и священная фигура, но здесь она ведёт себя почти по-человечески — подслушивает разговоры и проявляет эмоции. Это решение вызвало неоднозначную реакцию у зрителей: одни посчитали его новаторским, другие — излишне упрощающим образ героини.
Музыкальное исполнение: звёздный состав
Одной из главных звёзд этой постановки стала Анна Пироцци в роли Турндот. Её мощный голос и эмоциональная игра произвели сильное впечатление на зрителей. Пироцци продемонстрировала великолепное владение голосом, особенно в высоких регистрах, где её вокал звучал уверенно и ярко. В более лирических моментах её голос становился мягким и проникновенным, что добавляло глубины её персонажу.
Калафа исполнил Пьеро Претти, который успешно дебютировал в этой роли. Его тенор звучал мощно и убедительно, особенно в знаменитой арии «Nessun dorma», которая вызвала бурные аплодисменты у публики. Несмотря на то что его голос больше подходит для более лёгких партий, Претти сумел достойно справиться с этой сложной ролью.
Роль Лиу исполнила Эбенита Кайтази. Её исполнение было трогательным и эмоционально насыщенным, особенно в сцене самоубийства её героини. Хотя её верхний регистр иногда звучал слишком резким для этой партии, актёрская игра компенсировала эти недостатки.
Интересный факт: В этой постановке режиссёр решил завершить оперу на том месте, где Пуччини прекратил работу над партитурой перед своей смертью. Это решение отсылает к первой премьере «Турандот» в 1926 году под руководством Артуро Тосканини.
Окончание на незавершённой ноте
Одним из самых радикальных решений Баумгартена стало завершение оперы на том месте, где Пуччини прекратил работу над партитурой перед своей смертью. Вместо традиционного финала Франко Альфано, который был написан после смерти композитора, постановка завершилась словами Тосканини: «Здесь опера заканчивается, потому что Маэстро умер». Это решение вызвало смешанные чувства у зрителей: с одной стороны, оно подчёркивает трагичность судьбы Пуччини, с другой — оставляет историю незавершённой.
Итоги для обсуждения
Постановка «Турандот» в Цюрихе оказалась смелым экспериментом как с точки зрения визуальной концепции, так и музыкального исполнения. Однако остаётся вопрос: стоит ли таким образом радикально изменять классические произведения? Или лучше придерживаться оригинальной задумки авторов?