Опера Джакомо Пуччини «Турандот» — одно из самых известных произведений композитора, которое, однако, остаётся незавершённым. Пуччини умер, не успев дописать финал оперы, и с тех пор многие композиторы и дирижёры пытались завершить её по-своему. Но действительно ли опера нуждается в завершении? Или отсутствие финала — это и есть настоящее наследие Пуччини? Давайте разберёмся.
Кратко о странице
- История незавершённого шедевра
- Почему отсутствие финала — это тоже финал
- Калаф и Турандот: герои или антигерои?
- Музыкальные особенности «Турандот»
- Итоги для обсуждения
История незавершённого шедевра
Когда Пуччини умер в 1924 году, он оставил «Турандот» незаконченной. На премьере оперы в 1926 году в театре Ла Скала дирижёр Артуро Тосканини остановил исполнение после сцены смерти Лиу и сказал: «Здесь опера заканчивается, потому что здесь умер Маэстро». Этот момент стал легендарным, и многие считают его настоящим завершением оперы.
Однако вскоре после этого композитор Франко Альфано был приглашён завершить оперу на основе набросков Пуччини. Его версия финала исполняется на большинстве постановок до сих пор. В ней Калаф побеждает холодную принцессу Турандот поцелуем, она признаёт его любовь, и опера заканчивается торжественным хором. Но такой финал вызывает у многих критиков сомнения.
«Финал Альфано кажется слишком простым и даже банальным по сравнению с глубиной и трагизмом предыдущих сцен», — отмечает один из критиков.
Почему отсутствие финала — это тоже финал
Многие современные дирижёры и режиссёры считают, что отсутствие финала — это и есть настоящее завершение оперы. По их мнению, смерть Лиу — это кульминация всей драмы, а дальнейшее развитие событий уже не имеет смысла. В конце концов, Пуччини сам не закончил оперу, хотя знал о своей болезни и понимал, что времени у него остаётся немного. Это заставляет задуматься: возможно, композитор намеренно оставил оперу незавершённой?
«Отсутствие финала — это самое искреннее выражение того, что хотел сказать Пуччини», — считает дирижёр Роберт Тревиньо.
В последние годы некоторые постановки «Турандот» заканчиваются именно на сцене смерти Лиу. Это решение позволяет сохранить трагическую атмосферу оперы и избежать резкого перехода к «счастливому» финалу, который кажется неуместным на фоне предыдущих событий.
Калаф и Турандот: герои или антигерои?
Ещё один важный аспект — это сами персонажи. Калаф и Турандот далеки от идеальных героев. Калаф рискует жизнью ради своей амбиции завоевать сердце принцессы, не задумываясь о последствиях для своей семьи или верной Лиу. Турандот же жестока и безжалостна к своим поклонникам, отправляя их на смерть.
Может ли такая пара заслужить «счастливый конец»? Многие критики считают, что нет. В операх Пуччини часто главными героями становятся жертвы — женщины, которые страдают от предательства или несправедливости. В «Мадам Баттерфляй» главная героиня жертвует всем ради любви; в «Богеме» Мими умирает от болезни в нищете. В этом контексте трудно представить, что Пуччини мог бы дать Турандот и Калафу счастливый финал.
Интересный факт: В оригинальных набросках Пуччини нет ни одной полноценной мелодии для финальной сцены оперы. Это ещё больше укрепляет мнение о том, что композитор не собирался давать своим героям счастливый конец.
Музыкальные особенности «Турандот»
Музыка в «Турандот» также отражает драматизм происходящего на сцене. В партитуре можно услышать элементы восточной музыки — китайские мотивы сочетаются с традиционными западными гармониями. Однако ближе к концу музыка становится всё более напряжённой и мрачной, особенно в сценах с Лиу.
Многие музыкальные эксперты отмечают влияние таких композиторов как Стравинский и Дебюсси на музыку «Турандот». Это делает оперу одной из самых сложных и многослойных в творчестве Пуччини.
Итоги для обсуждения
Постановка «Турандот» без традиционного финала вызывает множество вопросов: Нужен ли этой опере счастливый конец? Или же трагическая смерть Лиу должна стать кульминацией? Как вы считаете?