После зимнего перерыва Метрополитен-опера в Нью-Йорке вновь открыла свои двери для зрителей, представив сразу два итальянских шедевра: «Сила судьбы» Джузеппе Верди и «Турандот» Джакомо Пуччини. Эти две постановки, каждая по-своему уникальная, продемонстрировали всю мощь и разнообразие оперного искусства. В этой статье мы расскажем о том, как прошли премьеры и какие эмоции они вызвали у публики.
«Сила судьбы»: мрачная драма в современном прочтении
Опера Верди La Forza del Destino (или «Сила судьбы») не ставилась в Метрополитен-опере с 2006 года, и её возвращение стало настоящим событием. Для новой постановки был приглашён польский режиссёр Мариуш Трелиньский, известный своими смелыми интерпретациями классических произведений. Он перенёс действие оперы в современность, создав мрачную и хаотичную атмосферу, где герои оказываются заложниками жестокого мира.
Сюжет оперы разворачивается вокруг tragic любви Леоноры и Альваро, чьи жизни разрушает случайное убийство её отца. Брат Леоноры, Карло, клянётся отомстить за смерть отца и преследует влюблённых до самого конца. В этой постановке Трелиньский использует вращающуюся сцену и проекции военных вертолётов, чтобы подчеркнуть чувство неизбежности и хаоса.
«Трелиньский создал мир, где герои буквально вращаются в круговороте насилия и смерти, не имея возможности вырваться из этого замкнутого круга» — критик Observer.
Особое внимание было уделено актёрской игре и вокальным партиям. Лиза Давидсен в роли Леоноры произвела сильное впечатление на зрителей своим мощным сопрано, а дуэты между Альваро (Брайан Джаджд) и Карло (Игорь Головатенко) стали настоящими вершинами постановки. Несмотря на некоторые спорные решения режиссёра, опера была встречена аплодисментами.
«Турандот»: традиции против новаторства
Через два дня после премьеры «Силы судьбы» Метрополитен-опера представила свою 218-ю постановку «Турандот» Пуччини. Это классическая версия оперы Франко Дзеффирелли, которая уже более 37 лет украшает сцену театра. В отличие от мрачной интерпретации Верди, эта «Турандот» поражает своей роскошью и великолепием.
Главную партию исполнила российская сопрано Елена Панкратова, которая уже не раз выступала в роли холодной принцессы Турандот. Её вокальные данные оказались на высоте, хотя временами она выглядела несколько нервозно. Однако её исполнение арии In questa reggia было встречено бурными аплодисментами.
Интересный факт: постановка Дзеффирелли включает знаменитую золотую тронную залу, которая неизменно вызывает восторг у зрителей с момента её дебюта в 1987 году.
Особенно стоит отметить дирижёра Оксану Лынив — первую женщину-дирижёра на Байройтском фестивале — которая дебютировала в Метрополитен-опере с этой постановкой. Её интерпретация партитуры Пуччини была насыщенной и эмоциональной, особенно в первом акте, где оркестр и хор создали поистине магическую атмосферу.
Культурное наследие vs современные тенденции
Эти две оперы не только различны по своей стилистике и настроению, но также поднимают важные вопросы о том, как современное общество воспринимает классическое искусство. В то время как «Сила судьбы» была обновлена для современной аудитории с акцентом на мрачные реалии нашего времени, «Турандот» осталась верна своим традициям. Это отражает текущие тенденции в мире оперного искусства: одни постановки стремятся к новаторству и переосмыслению классики, другие же сохраняют верность оригиналу.
«Зрители всегда будут разделяться на тех, кто ищет новизны в классике, и тех, кто ценит традиции. Но оба подхода имеют право на существование» — критик Observer.
Тем не менее обе постановки были встречены положительно как критиками, так и зрителями. Это показывает, что Метрополитен-опера продолжает оставаться одним из главных центров оперного искусства мира.
Итоги
Возвращение Метрополитен-оперы после зимнего перерыва стало настоящим подарком для любителей оперы. Две столь разные по стилю постановки — мрачная современная «Сила судьбы» и роскошная традиционная «Турандот» — продемонстрировали разнообразие подходов к классическому репертуару. Это поднимает важные вопросы для обсуждения: что важнее для современной оперы — новаторство или сохранение традиций? Как вы считаете? Делитесь своими мыслями в комментариях!
Заключение
Метрополитен-опера продолжает радовать своих зрителей как смелыми экспериментами с классикой (как в случае с «Силой судьбы»), так и сохранением традиций (как это видно в «Турандот»). Вопрос о том, каким должно быть будущее оперного искусства — инновационным или консервативным — остаётся открытым для дискуссий.